Главная » История края
История края

Территория Карелии — точка соприкосновения культур нескольких непохожих друг на друга народов Европы. На сегодняшний день население Карелии представлено русскими, карелами, вепсами, финнами и саамами. Этнография региона берет свое начало около 7 тысячелетий до нашей эры, во время послеледникового периода. Научное сообщество имеет факты, доказывающие существование земледелия и скотоводства на территории Карелии в первом тысячелетии до нашей эры. Естественная близость моря и крупных водоемов объясняет большую роль рыбной ловли в культуре северных народов.

Древняя история Карелии Онежские петроглифы — наскальные изображения, созданные в IV–III тысячелетии до нашей эры, — свидетельствует о существовании древней цивилизации на территории современной российской Карелии. Изображения, высеченные на камнях, были обнаружены на берегу Онежского озера. Наскальные рисунки содержат как вполне понятные изображения зверей, людей, птиц и лодок, так и не поддающиеся расшифровке мистические символы. На одном из островов реки Выг также были обнаружены Беломорские петроглифы, датируемые примерной той же эпохой, в которой созданы рисунки на Онежском озере. Помимо рисунков, учеными установлено, что в этой местности располагалось более 30 стоянок древних людей. Уникальные археологические памятники находятся под защитой государства. Другие памятники древнего мира — сейды. Сейдами называют большие камни и упорядоченные сооружения из камней, выполнявшие ритуальные функции у древних людей Карелии. Огромные валуны служили местами поклонения и считалось, что великие шаманы после смерти превращаются в сейды. Дух, покоящийся внутри сейда, мог помочь древнему человеку в каких-либо делах, для чего выполнялись особые обряды и ритуалы. Как и во многих культурах шаманизма, предполагается, что духи у древних карелов не были злыми или добрыми, равно как и не были обязаны помогать людям. Ученые уверены, что сейды — объекты искусственного происхождения. Согласно современным представлениям науки, сохранившиеся на сегодняшний день сейды датируются IV–VI тысячелетиями до нашей эры. Сложно представить, как именно были сооружены наиболее сложные сейды, требующие размещения многотонных камней на столь же тяжелых каменных подставках. Также удивительно сходство между сейдами Карелии и инаксуитами — каменными сооружениями, обнаруженными на территории США и Канады.

На территории современной Карелии обнаружено более тридцати каменных лабиринтов, состоящих из выложенных по спирали крупных камней. Не ясно, имели ли лабиринты обрядовое значение для древнего населения или представляют собой приливные ловушки для рыбы: исторически-достоверных источников, указывающих на назначение лабиринтов, не сохранилось.

Археологические исследования региона продолжаются по сей день. Накопленный багаж знаний о культуре древнего населения не позволяет дать однозначные ответы на многие вопросы, связанные с бытом и верованиями коренного населения Карелии.

Существует несколько научных гипотез об этимологии слова «Карелия», и наибольшее признание получила версия, согласно которой название народности и территории происходит от балтийского слова Garja (гора, лес), что позволяет в вольном переводе трактовать слово «Карелия» как лесная или горная страна.

В эпоху викингов Карелия представляла собой независимое государство Кирьялаботнар (Карельские заливы). Эту эпоху принято считать периодом наибольшего влияния скандинавских народов на коренное население. Верховый правитель Кирьялаботнара носил исконно-скандинавский титул конунга, передаваемый по наследству и являющийся прообразом королевского титула в европейских странах (Дании, Швеции, Норвегии). Упоминание конунгства на территориях Карельских земель встречается в памятниках средневековой литературы, фрагменте «Саги о Скьедлунгах» и «Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна».

Со временем, однако, скандинавское влияние на Карелию значительно ослабло. Регион, находившийся «между молотом и наковальней» — Швецией и Новгородом — не был в состоянии отстоять собственную независимость от более сильных соседей, несмотря на попытки добиться суверенитета. Некоторые меры, принятые местным населением, были направлен на получение возможной выгоды от расположения между враждующим Новгородом и Швецией. Ситуацию осложняли притязания и других государств: например, в новгородской летописи сохранилось упоминание о походе Литвы на Карелию.

К завершению первого тысячелетия нашей эры Карельский перешеек и Северное Приладожье были населены карелами, север — саамами, территория от Ладожского озера до Онежского была занята вепасми. Побережье Белого моря и северо-восточные земли у Онежского озера населяли славянские племена.

Дальнейшая история Карелии будет развиваться по пути сближения с Новгородом и славянской культурой в целом. Так, в 1178 году в летописи отмечен совместный поход карелов с новгородцами на шведский столичный город Сигтуну. 1227 год стал годом крещения Карелии (спустя 239 лет после крещения Руси) по указу Ярослава Всеволодовича, княжествовавшего во многих землях феодальной Руси.

Крещение Карелии имело большое политическое и социальное значение, в частности, выступало фактором культурного сближения карел со славянским миром. Многие достопримечательности и архитектурные памятники, сохранившиеся по сей день, относятся к религиозным сооружениям: монастырь Валаам, музей-заповедник Кижи, Успенская церковь.

Моментом официального и бесповоротного присоединения Карелии к Новгороду можно считать поход князя Дмитрия Александрович 1277–1278 гг., фактически являвшийся карательной экспедицией. Считается, что поводом для похода стало самоуправство карельской знати в вопросах внешнеполитических отношений с европейскими соседями, торговли и сбора дани. Также существует версия о вмешательстве карельской знати в борьбу за власть в Новгороде, причем предполагалось, что поддержка оказывалась противникам Дмитрия Александровича.

Приблизительно 1310 годом датируется создание крепости Корела.

Каменная крепость, сохранившаяся до XXI века, изначально имела деревянные стены. Каменные сооружения начали появляться в Кареле после крупного пожар 1360 года, фактически положившего конец существованию деревянной крепости. История Корелы в полной мере отражает историю всего карельского края: крепость была построена для защиты от шведов, однако была захвачена в 1580 и 1610 годах. Окончательно отвоевана крепость Россией была лишь в 1710 году в период Северной войны. В средние века и вплоть до XIX века Корела также выполняла роль тюрьмы. Примечательно, что в стенах Корелы содержались декабристы и семья Емельяна Пугачева. С 1941 по 1944 год территория Корелы находилась под финской оккупацией. С 1944 года входила в состав СССР, поныне — принадлежит России. Сегодня Корела (город Приозерск) — точка на карте туристических маршрутов и место археологических исследований.

1323 год в истории Карелии примечателен постройкой крепости Орехов (ныне — крепость Орешек).

Заключение в том же году мирного договора со Швецией закрепило новое деление территории, согласно которому часть Карельских земель принадлежала Швеции. Договор получил название «Ореховский мир» по названию острова, давшего название крепости.

С 1333 до 1348 год крепость была вотчиной полоцкого (литовского) князя, вплоть до завоевания Орехова шведами в 1348 году. Уже через год крепость была отбита новгородцами. За время существования крепость многократно перестраивалась: в XV веке Орехов стал первым многобашенным оборонительным сооружением на севере Руси.

Основное назначение Орехова — защита от шведской агрессии. Несмотря на удобное при отражении атак расположение, крепость была взята измором шведами в 1612 году. Лишь через 90 лет удалось вернуть Орехов России. Примечательно, что в осаде 1702 года лично участвовал Петр I. По взятии крепость была переименована в Шлиссельбург. В дальнейшем, после строительства Кронштадта, крепость утратила значение военного оборонительного объекта. С 1723 года Шлиссельбуг использовался как тюрьма. Наибольшие разрушения произошли на территории крепости в годы Великой Отечественной войны. В наше время крепость Орешек частично восстановлена.

Возникший вскоре конфликт между новгородской знатью и московским князем привел к необходимости найти союзников среди прочих соседей. Для управления Карелией приглашался литовский князь Наримонт. Земли не принадлежали литовцам полностью, поскольку наместники русского князя присутствовали в карельских городах.

Очередное восстание и захват Карелии шведами произошел в 1337–1338 гг. Мятеж был успешно подавлен, а одним из последствий восстания явилось лишение Карелии автономии. Примерно до середины XV века города и земли Карелии отдавались на кормление литовцам, потомкам и родственникам Наримонта, однако немногим позже в карельских городах была установлена русская власть.

Примерно 1407 годом датируется поздний срок создания Валаамского монастыря на одном из островов на севере Ладожского озера.

Валаам многократно посещался видными деятелями культуры и искусства России. Помимо членов императорской семьи, остров посещали поэты, художники, композиторы и ученые. В списке гостей Валаама можно встретить имена поэта Федора Тютчева, композитора Петра Чайковского, художника Николая Рериха, химика Дмитрия Менделеева. Мужской монастырь сегодня является памятником зодчества, местом паломничества православных христиан, а также популярным туристическим маршрутом для широкого круга интересующихся русской культурой.

Русско-шведская война 1610–1617 гг. завершилась заключением Столбовского мирного договора, согласно которому Россия теряла выход к Балтискому морю (Орехов, Корелу) и получала обратно во владения ряд городов и земель. Определенные Столбовским договором границы сохранялись вплоть до Северной войны 1700–1721 гг.

Включение Карелии в Санкт-Петербургскую губернию

С 1710 года территории «русской» Карелии вошли в состав Санкт-Петербургской губернии. Северная война, продлившаяся 21 год, завершилась Ништадтским мирным договором, согласно которому вся Карелия отходила во владения России.

Границы России переместились в западном направлении в результате русско-шведской войны 1741–1743 гг. Тогда же России отошла крепость Нейшлот, нынешняя территория финского города Савонлинна.

Губернские реформы начала XVII века привели к созданию города Петрозаводска (1802 г.), ставшего центром Олонецкой губернии. Следующая война с западными соседями — русско-шведская (1808–1809 гг.) — привела к присоединению Финляндии к России. Западные территории Карелии (нынешние Савонлинна, Лаппеенранта, Хамина) были отданы Княжеству Финляндскому. Историки отмечают, что к концу века представители карельского этноса активно рассеялись по территории России, и поселения карел были в большинстве губерний и уездов северо-западной и центральной России.

Начало Первой мировой войны послужило причиной строительства железной дороги между Петрозаводском и Кольским полуостровом (носившим тогда название Мурман) и морского порта в Кольском заливе. Лишившись доступа в Балтийское и Черное моря, России требовался современный порт для доставки военных грузов.

Карелия от Февральской революции до наших дней

После событий Февральской и Октябрьской революций на территории Карелии были созданы комитеты общественной безопасности. Свержение Временного правительства в Петрограде привело к отставке Олонецкого губернского совета в декабре 1917 г. и последующей реализации декретов большевистской партии.

1918–1920 годы отмечаются историками как тяжелое время Гражданской войны и Первой советско-финской войны. Белогвардейцы при поддержке Финляндии сражались с советской властью. Стратегической целю Финляндии было получение Карельских земель, однако не следует недооценивать и роль гражданской войны в Финляндии, завершившейся изгнанием «красных» в советскую Карелию.

Восстание населения Карелии 1921 года привело ко Второй советско-финской войне. В начале 1922 года восстание было подавлено, границы государства восстановлены. Около 30 000 антисоветски настроенных карелов перебрались в Финляндию.

Следующая страница в истории Карелии представляется более позитивной, чем бесконечное противостояние сильным соседям и попытки получить независимость: советское государство пытается создать «социалистическую Финляндию» в противовес Финляндии буржуазной. В Карелию активно зазываются финские эмигранты из Нового Света (США, Канады) и других стран.

С 1936 года регион получил статус Карельской АССР. В конце 1939 года часть населения эмигрировала в Финляндию и в том же году началась Зимняя война, поводом которой послужил артиллерийский обстрел советской территории со стороны Финляндии.

Советско-финский фронт Великой Отечественной войны стал плацдармом ожесточенных боев. Цель финской стороны заключалась в возвращении территорий, потерянных в Зимней войне. К концу 1941 года практически вся Карелия была оккупирована. На территории региона действовало партизанское движение общей численностью свыше 1800 человек.

Только в 1944 году Карелия была освобождена от фашистских захватчиков. По сей день на территории Карелии можно встретить множество памятников и мемориалов, посвященных событиям Великой Отечественной войны. По всей Карелии находятся братские могилы советских солдат. Мемориал «Дорога Жизни» на Ладожском озере — вечное напоминание об ужасах Блокады Ленинграда и преступлениях фашистских захватчиков.

До 1991 года Карелия в составе СССР несколько раз меняла форму управления, однако границы региона остаются неизменными. В 1991 году Карелия получила статус Республики. Столицей Карелии является город Петрозаводск. Народный карельский язык жив по сей день, законодательно закреплено право на использование и сохранение карельской речи.

Карелия: столица северной культуры

Помимо исторических и археологических памятников, созданных руками человека, древних церквей и монастырей, большой интерес туристов вызывает ландшафт Карелии и уникальная северная природа. Живописные скалистые берега, обилие водоемов, характерная для северного приморья растительность — сама природа подсказывала древнему человеку мотивы народных мифов и преданий.

Испокон веков Карелия являлась точкой пересечения различных культур, верований, идеологий. После крещения Карелии местные народы сохраняли в массовом сознании восприятие мира через призму языческих верований. Ни активное насаждение христианства во времена Новгородской республики, ни годы научного атеизма советской эпохи не смогли уничтожить корни исконной веры карелов. Даже сегодня, в XXI веке, на территории Карелии можно встретить традиции северного шаманизма. Наслоение культур католического «запада» и православного «востока» создало в Карелии уникальный народный колорит. В верованиях и традициях коренного населения Карелии легко прослеживаются влияния как западных соседей (Шведов, Финнов), так и славянских племен. В культуре карелов ключевое место занимает северная природа и народные промыслы (скотоводство, рыбная ловля), позволившие выжить в суровом климате.

Сегодняшняя Карелия предлагает широкий выбор туристических маршрутов разной степени сложности. Ценители исторического наследия России будут впечатлены архитектурными памятниками, древними церквями и монастырями. Любители экотуризма получат истинное удовольствие от созерцания первозданной северной природы. Пейзажи Карелии завораживают и позволяют прекрасно отдохнуть от суеты городов. Непередаваемый колорит древнего наследия ощущается на пеших маршрутах по Карелии особенно явно.

Помимо безмолвных свидетелей истории Карелии: древних сооружений, археологических памятников и скалистых берегов — в регионе есть и поистине «живые» достопримечательности, к которым можно отнести рунопевческую деревню Вокнаволок.

Деревня Вокнаволок расположена неподалеку от живописного природного парка «Калевальский». Жители селения являются едва ли не самими аутентичными носителями карельской и финно-угорской культуры в целом, поскольку сохраняют традиции пения рун. Неоднократно на территории деревни фестивали финской и карельской культуры. Именно здесь финский лингвист и фольклорист Элиас Лённрот зафиксировал основную часть рун — эпических песен северных народов. С именем Лённрота связано создание карело-финского эпоса Калевала, известного во всем мире и представляющего истинное достояние северной культуры. Нередко гостями Вокнаволока бывают фольклористы из Финляндии, Эстонии, Литвы и Латвии.

Туристам и гостям севера, интересующимся историей региона, народа и событиями древних времен или Нового Времени, рекомендуется посетить Национальный музей Республики Карелия в Петрозаводске. Открыт музей был в 1838 году, еще на территории Олонецкой губернии. Постоянные экспозиции Национального музея поведают посетителям об археологии края, северной природе и исторических событиях Средневековья, Петровских времен и более поздних периодах истории Карелии.